Старт алгоритма написания хорошей дипломной работы начинается с обдумывания плана действий. Нужно определиться их каких элементов будет состоять файл. Обычно, эти параметры указаны в методических рекомендациях. В противном случае, можно сделать согласно стандартным требованиям, что тоже не будет ошибкой. В этой статье мы рассмотрим основные листы дипломной работы, которые нужно заполнить до странички с введением.
Содержание статьи:
- Определяемся со структурой или что хотят увидеть в вашей дипломной работе
- Сбор и обработка информации как инвестиция в хорошую оценку
- Составляем качественный план дипломной
- Все что нужно знать о титульном листе дипломной
- Следующие шаги: между титульным и содержанием
- Как написать аннотацию к дипломной работе?
- Оформляем содержание
- Подводим итог
Определяемся со структурой или что хотят увидеть в вашей дипломной работе
Для начала, дадим небольшой глоссарий основных понятий, которые будут упоминаться далее по тексту.
- Методичка – файл который лучше получить от преподавателя, ведь в нем описаны все требования к оформлению и наполнению работы.
- План – совокупность названий всех структурных элементов дипломной работы. Обязательно утверждается у преподавателя перед началом написания основного текста.
- Содержание – заголовки структурных элементов с указанием страниц, как в книжке. Находится на страничке перед введением.
- Титульный лист – первая страничка дипломной работы, на которой указаны основный официальные ведомости о студенте и теме.
- Реферат – совокупность основных тезисов дипломной работы, составленных для понимания сути темы.
- Аннотация – краткое изложение дальнейшей информации в дипломной работе, как и реферат.
В начале пути может показаться, что у вас на руках есть совсем немного: файл методички и название дипломной (то есть тема). Но этого уже достаточно чтобы сотворить качественный проект. Прежде всего, стоит разобраться из чего состоит дипломная работа и как с этим быть.
Если преподаватель, который призван помогать вам в процессе адекватный, то вы уже имели возможность ознакомиться с методическими рекомендациями от университета. Этот файл на самом деле является ключевым и определяет многое. К примеру, на факультете филологии в нем можно увидеть вот такой текст:
Как видите, эта страничка текста дает множество информации о будущей структуре дипломной работе магистра (у бакалавра также, только количество страниц меньше). Можно сделать вывод, что в труде будет минимум 2 раздела, а иногда и 3. Данный фрагмент универсальный, то есть вместо анализа художественных произведений во 2 разделе может быть анализ предприятия, либо же проведение психологического эксперимента с выборкой людей. Если же у вас нету такого файла, то не страшно. Обращайтесь к нам за помощью либо пользуйтесь информацией с этой статьи и других статей нашего Блога.
Можем подвести небольшую черту. Ваш проект точно будет разбит на две составляющие: теоретическую и практическую часть (иногда плюс рекомендационную). Если с теорией все более-менее понятно, что там будет описание трудов других авторов по теме и формирование собственного мнения на этот счет, то с практикой все гораздо интереснее.
Во второй части дипломной работы, в зависимости от исходных данных может быть:
- проведение расчетных операций
- аналитика данных предприятия
- эксперимент
- перевод литературных произведений
- другие задания направленные на практику
В магистерских также может присутствовать и 3 часть. В ней хранятся рекомендации по усовершенствованию предмета дипломной работы. Обычно этот раздел является полностью авторским и опирается на ваше умение делать обоснованные практические рекомендации. Так что над ним лучше всего хорошенько подумать, прежде чем писать.
Вот и конец первой части. Теперь вы знаете что должно быть в структуре дипломной работы. Далее движемся к поиску информации по теме, изложению структуры на бумагу и формированию плана.
Сбор и обработка информации как инвестиция в хорошую оценку
После того, как вы определились со структурой своего проекта, наступает момент сбора информации. Без преувеличения, это очень ответственный момент. Мы рекомендуем делать сбор нужной информации в таких вариациях:
- заходить на Google Academy и искать там статьи по вашей тематике;
- если уровень знаний языка позволяет, то найти статьи по своей теме на английском языке; если нет, то на русском;
- загуглить тему вашей работы и посмотреть что уже написано о ней.
Можно комбнировать, либо выбрать только один из путей указанных выше. Мы советуем пользоваться первыми двумя. И если сделать все правильно, то через некоторое время у вас уже будет несколько хороших идей для дальнейшего плана дипломной работы.
Да, это непростой процесс, но на него стоит потратить немного своего времени. И нам сложно объяснить в текстовом режиме как лучше искать информацию, это нужно видеть.
Поэтому мы запустили курс, на котором будем обучать студентов писать работы абсолютно по всем специальностям, если заинтересовался и хочешь, чтобы тебе помогли разобраться и закрепили за тобой куратора, то кликай на баннер.
Составляем качественный план дипломной
После того, как в голове уложились общие черты проекта пора приступать к формированию плана. Его предназначение простое – показать себе и преподавателю в какую сторону будет двигаться суть труда.
В него необходимо включить все структурные элементы, такие как:
- введение
- разделы (1, 2, 3)
- подразделы (1.1, 2.3, 3.2)
- пункты подраздела (1.1.3, 2.1.1)
- выводы
- литература
- дополнения
- другие элементы (список сокращений, календарный план, аннотации)
Это обязательно нужно делать сначала и показать преподавателю, поскольку почти наверняка он внесет свои корректировки. Можем показать вам яркий тому пример. Дело было с дипломной на тему: Міграційна політика Франції у ХХІ столітті. Такой вариант плана показывали преподавателю в начале:
А вот что получилось с образцом плана дипломной в итоговом результате:
Вот такие изменения первоначальный план может перенести, после редактуры преподавателя. И порой объяснить этот жест никак нельзя, преподавателю просто хочется увидеть все со своей колокольни. Так как же правильно составить план дипломной работы? Вот некоторые советы от наших специалистов:
- Не отходите от темы. Задача плана быть путеводителем по работе, соответственно он должен полностью раскрывать суть вашей темы.
- Вдохновляйтесь. Вы можете использовать вышеуказанные планы как образец и на этом основании сделать свой.
- Используйте ключевые слова и словосочетания:
- для теоретической части – теоретичні аспекти, джерельна база, поняття та суть, функції, види;
- для практической части – характеристики, основні показники, дослідження, перспективи, переваги та недоліки;
- для рекомендационной – шляхи удосконалення, методи покращення, економічне обґрунтування, збільшення.
- Покажите преподавателю что получилось. Не начинайте писать, пока преподаватель не одобрит план. Поверьте нам, лучше подождать его ответа лишний день, чем потом переделывать готовый файл не один день.
Следуя этим простым но эффективным правилам, вы сможете получить каркас своего будущего дипломного проекта. Это будут первые шажки к полномасштабному проекту. Следующим шагом будет знакомство с титульным листом и правилами его заполнения.
Все что нужно знать о титульном листе дипломной
Первая страница вашего документа – титульный лист. Он являет собой нечто вроде идентификатора студента и включает в себя:
- шапку с названием министерства, университета, института и кафедры
- название (бакалаврська кваліфікаційна робота)
- тему
- ФИО студента
- ФИО и научную степень руководителя
- ФИО рецензентов и заведующего кафедры (не на всех титульниках)
- город и год защиты
Оформление титульного листа дипломной работы может немного отличаться в зависимости от университета. Под оформлением имеется в виду расположение текста (по центру, слева или справа) и некоторые дополнительные параметры (выделение курсивом наименование кафедры, название темы заглавными буквами). Но в основном, преподаватели дают пример того как оформить титульный лист на дипломную.
Если же вам не повезло и примера нету, то вот вам титульная страница от нас, которая на 90% универсальная и в качестве начальной полностью вам подойдёт.
Следующие шаги: между титульным и содержанием
После того, как вы справились с первым листом своего файла, наступает время истинны. А именно заполнить пространство между титульным листом и оглавлением документа. Потому что, в зависимости от университета, этот диапазон могут занимать множество разных элементов. Перечислим некоторые из них:
- Календарный план работ. Обычно его дают отдельным документом-бланком, который нужно заполнить базовыми вещами: темой, названием разделов и датами сдачи отдельных частей проекта.
- Реферат. Содержит в себе общие сведения обо всей работе. Грубо говоря, прочитав его можно понять о чем будет весь дальнейший документ.
- Аннотация. Очень схожая в структуре с рефератом, но в отличии от него, пишется на двух языках. Обычно университет требует наличие либо аннотации либо реферата.
- Список сокращений. Это набор расшифровок сокращений, что были использованы в документе.
Описанные выше элементы могут и вовсе не входить в структуру работы и после титульного листа может сразу начинаться оглавление и потом вступительный фрагмент. Но чаще всего, после первой странички идет календарный план, аннотация и уже потом остальное. Поэтому далее рассмотрим именно нюансы составления аннотации к проекту.
Как написать аннотацию к дипломной работе?
И так, если вы все делаете вместе с нами, то у вас в голове (как и на бумаге) уже есть структура, план который просмотрел преподаватель и заполненная титульная страница. Неплохое начало, но дальше больше 😉.
К слову, мы запустили курс, где вы вместе с нами сможете написать дипломную работу на любую тему и пройти все эти этапы, присоединяйтесь.
Почти всегда, после титулки в дипломной работе наступает очередь аннотации. Лучше всего найти ее в методичке и написать по требованиям там. Но если этого не дано, то ниже наводим некоторые факты о ней:
- являет собой краткое описание сути и результатов исследования
- размещается в начале файла, но пишется под конец труда
- пишется на двух языках: украинском и английском, иногда плюс русский
- чаще всего она занимает 800-1200 знаков (2-3 абзаца текста)
И, конечно же, образец аннотации к дипломной работе можете увидеть ниже и сделать для себя несколько выводов о ее структуре.
А именно:
- В начале идет общая информация о работе и авторе: ФИО, тема, специальность, университет, город, год.
- Дальше на 1-2 абзаца излагается концентрат информации об исследовании.
- Обязательным является упоминание минимум 5 ключевых слов и словосочетаний.
- Указывается структура с описанием количества страниц, дополнений, литературы, иногда добавляют сколько есть таблиц и рисунков.
- Иногда она также может содержать в себе информацию об актуальности, целях, задачах, методиках работы.
Таким образом, аннотация на дипломную работу пишется почти всегда в обязательном порядке. Она будет первым текстом, который будет видеть читатель вашего труда, так что постарайтесь изложить там все максимально лаконично и точно.
Оформляем содержание
Между окончанием аннотаций и началом введением располагается еще одна важная страничка файла – содержание дипломной работы. Так как вы уже имеете готовый план, то текст содержания предельно понятен. Он дублирует ранее одобренный преподавателем план. Единственная визуальная отличность между ними это перечень страниц, на которых располагаются указанные в нем структурные элементы.
Также существует второе название этого звена – оглавление. Оба варианта правильные, а за их наличие спасибо гибкости русского языка. Но название названием, а уметь составить его правильно это необходимый навык. Для начала, можете визуально ознакомиться с ним. Образец содержания дипломной работы можно посмотреть ниже, он касается уже упомянутой ранее темы.
При желании, можете узнать, как оформить содержание дипломной работы правильно и в автоматическом режиме на страницах нашего сайта. Спойлер – это делается легко и занимает 2 минуты, а экономит в разы больше.
Подводим итог
И так, можем разделить ваши знания после прочтения на две категории: подготовительную и исполнительную. На этапе подготовки вы научились обращаться со структурой проекта, понять сколько будет разделов, сколько страниц и какая логика будущего проекта. Также, вы знаете, как сделать добротный план и утвердить его с преподавателем.
После чего, можете приступать к исполнению задуманного, а именно формировать первую страничку – титульный лист. После чего набросать эскиз для аннотаций и подготовить оглавление.
Теперь вы готовы двигаться дальше и ознакомиться с последующими этапами успешного дипломного проекта.